Как сделать декоративную разделочную доску

Опубликовано: 05.09.2018

видео Как сделать декоративную разделочную доску

Разделочная доска из дуба своими руками. Cutting Board oak.

Древесина — благодатный материал для самых разных поделок. Так, вооружившись простым перочинным ножиком, можно вырезать свистульку из ивовой веточки или украсить нехитрым узором тросточку, с которой вы ходите за грибами. А если взять в руки специальный нож-косяк или стамеску, да как следует их наточить, да дать волю постоянно сдерживаемой тяге к творчеству, не поглядывая ежеминутно на часы, — тут уж можно ожидать самых невероятных результатов. Особенно, если приурочить этот творческий порыв к какому-нибудь знаменательному событию: дню рождения близкого человека, женскому празднику и тому подобное.



Свои силы я предлагаю испытать на декоративной разделочной доске. Она, во-первых, может быть украшена простым и крупным рисунком, доступным для начинающего резчика. Во-вторых, работать с ней удобно — доска не пытается постоянно ускользнуть из-под ножа, что бывает с заготовками другой формы. Поэтому и сохранить руки от порезов здесь гораздо проще. И, в-третьих, доска является предметом постоянного пользования. И в таковом качестве она будет ежедневно напоминать близким о ваших, может быть, ещё не вполне оценённых талантах.

обжиг, браширование и пропитка маслом сосновой доски wood aging

Выбор заготовки. Резать легче всего липу: для первого опыта она вполне может подойти. Нужно только иметь в виду, что такая доска быстро выйдет из строя. Ею лучше вообще не пользоваться как разделочной, а установить на видное место лишь как украшение. Труднее режется береза, но зато доска получится не только красивой, но и практичной, прослужит не один год. Заготовка должна быть не полностью высушенной, поэтому покупать уже готовую разделочную доску не следует. Лучше всего приобретать заготовку на рынках у «самодельщиков», которые делают полуфабрикаты и продают для последующей раскраски. Здесь можно отыскать доску нужных размеров (толщиной не менее 18 мм), влажности (при прочих равных условиях более влажная доска будет тяжелее) и формы.


Декор из эпоксидной смолы идерева

Материалы и инструменты, необходимые для работы.

Выбор рисунка. Можно попробовать нарисовать что-нибудь самому, но для начала подойдут уже готовые рисунки. Например, из детских книжек или раскрасок. Рисунки здесь, как правило, просты, без излишней деталировки и выразительны. Вечным сюжетом, который подойдёт к любому случаю, можно считать цветочную композицию.

Первым делом надо перенести рисунок на доску.

Наносить рисунок следует на выпуклую сторону доски. Выпуклость обязательно появится, если заготовка хранится не под прессом. Если же доска осталась плоской, то внимательно посмотрите на торец и, прослеживая направление годичных колец, постарайтесь определить, какая сторона доски была до распиловки ближе к центру бревна. На эту поверхность и наносите рисунок.

Перед работой нож и стамески должны быть наточены. Во время работы их следует периодически доводить на войлочном или кожаном круге.

Последовательность резьбы. Резьба на доске не может быть глубокой из-за небольшой толщины самой доски, и объёма рисунка можно достигнуть лишь соблюдением правил перспективы. Необходимо уже при его подготовке чётко определить, какие детали будут располагаться на первом плане, какие — на втором, третьем и так далее, помня, что детали передних планов могут частично перекрывать детали задних планов, но не наоборот.

После нанесения рисунка надрезаем контур, держа нож вертикально.

Резьбу начинаем с элементов, расположенных на переднем плане — они видны на рисунке целиком. Затем переходим ко второму и последующим планам.

Полукруглой стамеской подрезаем рисунок по контуру, учитывая взаимное расположение элементов по глубине. Подготавливаем поверхности листьев для окраски или дальнейшей деталировки.

На завершающем этапе вырезаем элементы отдельных листьев и внутренних частей цветов.

Резьбу можно закончить уже на этом этапе, лишь немного сгладив поверхности листьев и цветов при помощи стамесок или мелкой шкурки и где-то придавая этим поверхностям необходимый изгиб по глубине. Но более выигрышно будут смотреться листья, если их попробовать детализировать. Один лист можно оставить для разнообразия как есть, лишь немного наметив расположение центральной жилки. Другим листьям можно попробовать придать вид «перистых» или «курчавых» ( рис. 2,3 ).

Рис. 1. Схема деталировки сердцевины цветка:

а — при помощи ножа надрезаем початок по нанесённому рисунку; б — каждую чешуйку режем за два прохода:

1 — полукруглую стамеску небольшого диаметра ставим в точку «начало реза» и ведём по стрелке влево в направлении точек «окончание реза», разворачивая её вокруг оси вправо примерно на 30°;

2 — делаем то же самое, но ведём стамеску к точкам «окончание реза» и разворачиваем стамеску влево.

Рис. 2. Схема деталировки «перистого» листа:

а — ножом надрезаем лист по рисунку, стараясь не перерезать центральную жилку; б — каждый отдельный листочек подрезаем за два прохода:

1 — установив полукруглую стамеску среднего диаметра в точке «начало реза 1», ведём её левым краем вдоль линии надреза к точке «конец реза 1», разворачивая вокруг оси влево примерно на 30°;

2 — развернув доску на 180°, повторяем движение от точки «начало реза 2» до точки «конец реза 2». Закончив одну сторону листа, делаем то же с другой стороны, но разворачивая стамеску по оси вправо.

Рис. 3. Схема деталировки «курчавого» листа:

а — надрезаем лист согласно рисунку, стараясь не перерезать центральную жилку;

б — оба листика (внутренний и наружный) режем широкой стамеской из одной точки «начало реза», ведя левым краем по надрезу и разворачивая её вдоль оси влево; при формировании левой стороны листа стамеску поворачиваем вправо.

Сушка. Для просушки доску следует сильно прижать к ровной поверхности и держать в таком положении до полного высыхания. В домашних условиях это может занять около месяца. Зимой при включённых батареях — меньше. Попытка ускорить процесс может привести к короблению доски.

Для просушки доску плотно прижимаем к ровной поверхности.

В качестве ровной поверхности можно использовать пол, на который следует положить рейки, обеспечивающие вентиляцию, на них — доску, а поверх — снова рейки. Сверху реек нужно положить ровную плиту с грузом.

Можно положить доску под пресс или зажать её между двумя ровными досками при помощи струбцин.

После просушки рабочую поверхность и торцы доски шлифуют. Можно обработать шкуркой и некоторые гладкие поверхности.

Окраска. Для придания резьбе большей выразительности, её можно покрыть водорастворимой морилкой различной степени разведения. Покрывало цветов лучше оставить неокрашенным, остальные части покрыть тёмным тоном, а фон — несколько более светлым. Рабочую поверхность ни морилкой, ни лаками или мастиками не обрабатывают. Для того чтобы морилка с тёмноокрашиваемых участков не затекала на светлые, необходимо ещё раз пройтись косяком по периметру светлых элементов.

Окраску начинаем с элементов резьбы, которые должны быть наиболее тёмными.

Окраску лучше производить при дневном освещении, у окна. Нанеся морилку вечером, под лампой, вы рискуете увидеть утром совсем не те тона, которые планировали: вечерний коричневый вполне может оказаться при дневном свете красным.

После просушки и отделки доска приобретает законченный вид.

Окончательная отделка. Рабочую поверхность доски можно пропитать подсолнечным маслом для защиты её от воздействия воды.

Остальные поверхности покрывают лаком или восковой мастикой с последующей полировкой волосяной щёткой или бархоткой до блеска. Оставлять резьбу без отделки не следует, так как морилка пачкается.

автор: Николай Бубнов

rss