Главная Новости

Горан Лазичич: Литература потеряла свою значимость и социальную репрезентативность

Опубликовано: 21.10.2023

Горан Лазичич: Литература потеряла свою значимость и социальную репрезентативность

Для начала немного предыстории - расскажите подробнее о проекте "Новая поэзия" 2012 года, финальная часть которого собственно и есть "Перезапуск: панорама новой поэзии в Сербии"?

Осенью 2011 года у меня возникла идея организовать в Студенческом городском центре культуры серию чтений, на которых выступали бы поэты молодого поколения, а затем попытаться издать антологию, в которой были бы представлены репрезентативные избранные произведения их творчества. поэзия. Такая идея была логическим следствием того, что происходило в тот момент на поэтической сцене. За предыдущие два-три года это поколение появилось на поверхности литературной жизни, несколько авторов за короткое время опубликовали сборники в престижных издательствах, были запущены несколько важных журналов и блогов. На конкурсе Минкульта мы получили средства, которые гарантировали нам возможность издать сборник. С конца февраля по конец июня 2012 года в рамках проекта «Новая поэзия» было организовано шесть публичных чтений, на которых выступили в общей сложности сорок поэтов, и проведено одно критическое обсуждение. В период между завершением проекта и выпуском панорамы из печати мы также получили поддержку Секретариата культуры города Белграда, так что книга, разработанная арт-группой «Шкарт», находится в своем окончательном виде. Форма, если принять во внимание действующие в нашем издательстве стандарты, выглядит почти роскошно.

Уже существует несколько антологий, каждая из которых дает представление о недавней сербской поэзии со своей собственной точки зрения. Как Restart позиционирует себя с этими антологиями и что это дает?

Есть несколько книг, которые я ценю по-разному и которые были для меня своего рода ориентиром и образцом, пока я готовил панораму и писал предисловие. Это «Шум Вавилона» (1988) Михайло Пантича и Васы Павковича, «Антология новой сербской поэзии» (2005), в которой Гойко Божович «канонизировал» поколение девяностых, и подборка Ненада Милошевича «Из Музея шумов» (2009). ). Антология Милошевича охватывает период с 1988 по 2008 год, а в заключительном сегменте приводит несколько имен из поколения, охваченного Restart. Литературно-идеологическая подоплека панорамы «Перезапуск» также немыслима без альманахов поэта Радмилы Лазича «Коты не попадают в рай» (2000) и «Звезды прекрасны, но мне некогда их смотреть» (2009), а также как сборники Дубравки Джурича и группы Ажина «Дискурсивные тела поэзии» (2004). Что касается молодого поколения, то в предыдущие годы появилось несколько незаменимых книг, таких как сборник новых стихов из Нового Сада (2008), антология Владимира Стойнича «Простори и фигура» (2012), панорама молодой сербской поэзии Ван была опубликована в Черногории, здесь: бесплатно (2013), которую Стойнич редактировал вместе с Владимиром Джуришичем. По отношению к этим выборам «Перезапуск» не привносит чего-то радикально и неожиданно нового, но пытается дать наиболее полное представление о новой поэзии в Сербии, не подчеркивая при этом определенные поэтические тенденции. Выбор названий, вошедших в книгу, был сделан панорамным, поэтому подборки песен были составлены по принципу антологии. Следует отметить, что «Рестарт», в отличие от других подборок, также содержит пять критических эссе о современной сербской поэзии, авторами которых являются Биляна Андоновска, Елена Милинкович, Елена Ангеловски, Яна Алексич и Ваня Радакович.

Одним из наиболее интригующих аспектов любой антологии, безусловно, являются критерии попадания в нее. Итак, каковы же были условия включения поэтов и их поэзии в «Перезапуск» и почему именно эти условия?

Первым критерием был возраст. Включены авторы 1975 года рождения и после этого года. Этот предел определен не случайно, он напрямую связан с так называемым поэтическое поколение девяностых. Критерии попадания в панораму, как я уже намекал в предыдущем ответе, не были поэтическими. Включены авторы указанного возраста, зарекомендовавшие себя на литературной сцене путем публикации книг в соответствующих издательствах, в изданиях, специализирующихся на первых книгах (Matica srpska, SKC Kragujevac), или в соответствующих литературных периодических изданиях и интернет-журналах. Некоторые из представленных авторов получили важные награды, а некоторые завоевали награды на известных фестивалях (Врбас, Заечар, Лимские вечера поэзии). Сербская литературная сцена мала и прозрачна, что имеет многочисленные негативные последствия, но в данном случае это было смягчающим обстоятельством. Прежде чем приступить к этому проекту, я несколько лет работал редактором литературного форума в Студеняке и сотрудничал в качестве литературного критика в местных журналах, поэтому хорошо разбирался в этой сцене. Метафору из заглавной панорамы следует понимать, прежде всего, как попытку переконфигурировать существующую систему, обновив и очистив ее от вирусов и кроват-секторов. Или, говоря иначе, «Рестарт» вдохновлен не революционным, а реформистским устремлением в рамках «традиционных» литературных критериев и внутри найденного литературного поля.

В предисловии к «Перезагрузке» вы утверждаете, что творчество поколения, включенного в эту панораму, обусловлено социально-историческим и технологическим медиаконтекстом, а литературовед Биляна Андоновска называет это поколение постгутенберговским. Как понимать его определитель и в чем специфика упомянутого контекста?

ИТ-революция, произошедшая на рубеже XX и XXI веков, коренным образом изменила современную литературу не только на тематическом уровне, но и ее «внутренние», поэтические характеристики. Вот почему можно сказать, что авторы, включенные в панораму, — постгутенберговцы или первое поколение цифровых аборигенов сербской поэзии. С другой стороны, социально-исторический контекст определялся гражданскими войнами 1990-х годов и полным развалом общества как на материальном, так и на духовно-ценностном уровне. Что касается самой литературы, то в нашей стране, как и в других бывших коммунистических странах Восточной Европы, она потеряла свое значение и социальную репрезентативность, поскольку в связи с приватизацией прекратили свою деятельность крупные «государственные» издательства. Литература и писатели были предоставлены открытому рынку, в ситуации, когда «высокой» литературе, особенно поэзии, искать практически нечего.

В какой степени новейшая сербская поэзия связана с более непосредственной и/или далекой традицией и какое отношение она к ней занимает? И, с другой стороны, в какой степени присутствуют тенденции современной, мировой поэзии?

На мой взгляд, главная особенность поэзии нового поколения в том, что на сцене одновременно присутствуют разные поэтические направления. Не существует фиксированной иерархии, все подходы равноценны и одинаково актуальны. Это видно и по тому, что некоторые авторы меняют поэтические матрицы, в рамках которых они пишут, от книги к книге. Что касается отношения к наследию нашей поэзии, то для поэтов из «Рестарта» гораздо важнее, чем поколение девяностых. Веристическое течение из так называемого транссимволический. Среди авторов семидесятых и восьмидесятых годов значительное влияние имеют такие поэты-неоавангарды, как Воислав Деспотов, Вуица Решин Тучич, Владимир Копикл, Слободан Тишма. Среди поэтов послевоенного модернизма наиболее заметное влияние оказали Иван В. Лалич, Борислав Радович, Йован Христич. Говоря о соответствии современной поэзии в мире, следует иметь в виду, что и в других областях поэзия в последние десятилетия потеряла свою репрезентативность по отношению к прозе, и особенно по отношению к кино и другим изобразительным искусствам. Когда я рассказал своему другу, молодому сценаристу и кинорежиссеру из Франции, что делаю антологию молодых поэтов Сербии, он с искренним удивлением сказал мне: «Я десять лет жил в Париже и вращался в художественных и альтернативных кругах. но я не встретил ни одного молодого поэта. Прозаики, драматурги, сценаристы — да, а поэты — никогда». Поколение «Перезапуска» выросло в изолированной стране и в нищете. По статистике, мы по-прежнему входим в число европейских стран, молодежь которых меньше всего выезжает за границу. Это поколение не только не находилось и, к сожалению, до сих пор не находится в прямом контакте с современными культурными и социальными течениями, но «дома» было дополнительно заглушено националистическими и клерикальными историями. Интернет существенно изменил ситуацию, мир стал доступнее, по крайней мере, в виртуальной форме. Из конкретных поэтических влияний первое, что приходит на ум, — это американская постмодернистская языковая поэзия, которая является ключевой для поэзии школы Ажина, а также для некоторых выдающихся авторов-мужчин того поколения.

На Ваш взгляд, отмечено ли это поколение академической общественностью, старшим поколением поэтов, активным критическим восприятием, или оно томится на литературных полях?

Мне кажется, что самые влиятельные академические круги и официальная литературная критика сейчас вступили в такую ​​стадию, что уже не могут игнорировать существование нового поколения поэтов, но в то же время еще не знают, что именно с ними делать. это. Очевидно, что в последние несколько лет консервативный истеблишмент начал вербовать свою молодежь в других местах, в критически-академических кругах и среди молодых авторов прозы.

У упомянутого поколения часто упоминается развитая, организованная, прозрачная и жизненная поэтическая сцена, тогда как более скептически настроенные люди оспаривают существование какой-либо сцены. Что для вас означает термин «сцена» и как с ним связаны вещи?

Я использую этот термин нейтрально и широко, практически как синоним старого термина «литературная жизнь». По моему разумению, нельзя утверждать, что сцены не существует, а вопрос в том, какая она, что на ней происходит, каковы доминирующие поэтика, идеологии, авторы и т. д. В таком же нейтральном смысле я использую термин «поколение», то есть чисто календарный. Сцена молодой поэзии жива, и я бы сказал, прежде всего, что она самоорганизована. Издано множество книг, выпущены качественные самиздат-издания, существуют различные интернет-журналы, организуются публичные чтения и фестивали. Однако, несмотря на это, сцена остается замкнутой на себе, ей не удается охватить более широкую культурную аудиторию. Но это результат множества других факторов, не только литературных, и ответственность за такую ​​ситуацию следует искать, по крайней мере, в этом поколении.

Считаете ли вы, что панорама «Перезапуска» подводит черту, возводит на престол это поколение, объявляет, наконец, о его равноправном присутствии в сербской литературе, которую уже нельзя обходить и игнорировать, или же поэты новейшей сербской поэзии все еще сталкиваются с самые большие проблемы?

Я думаю, это подчеркивает стартовую линию, что это своего рода стартовая линия. Если бы я продолжил эту метафору, я бы добавил, что не совсем ясно, о каком разделе идет речь, и есть ли вообще цель, но поэты этого поколения, кажется, не слишком беспокоятся, они все еще оставайся на трассе. Это поколение уже имеет значительные достижения, и это, прежде всего, окончательный отказ от антимодернистской, национально-агитационной поэзии, затем рационализированное, интеллектуалистическое понимание акта авторства и места поэзии в обществе, как а также эмансипация женского авторства.

(вопросы: Данило Лучич)

Источник: Глиф

rss