Главная Новости

Иво Андрич: Об истории и повествовании

Опубликовано: 21.10.2023

Иво Андрич: Об истории и повествовании

Речь Иво Андрича в Стокгольме на вручении Нобелевской премии

Выполняя свои высокие задачи, Нобелевский комитет Шведской академии решил на этот раз наградить писателя маленькой страны, что называется, Нобелевской премией, что по международным меркам означает высокое признание. Разрешите мне, принимая это признание, сказать несколько слов об этой стране и добавить несколько общих соображений в связи с описательной работой, которую вы соизволили наградить.

Моя Родина – поистине «малая страна среди святых», как сказал один из наших писателей, и это страна, которая стремительными шагами, ценой больших жертв и чрезвычайных усилий, пытается восполнить то, что она потеряла. во всех областях, в том числе и в культурной, необыкновенно бурное и тяжелое прошлое отказывало ей. Своим признанием Вы пролили луч света на литературу этой страны и тем самым привлекли внимание всего мира к ее культурным усилиям, как раз в то время, когда наша литература стала проникать в мир с рядом новых имен и оригинальных произведений, в оправданное стремление к тому, чтобы мировая литература и она внесли свой соответствующий вклад. Ваше признание одного из писателей этой страны означает несомненный стимул к такому проникновению. Поэтому это обязывает нас поблагодарить Вас, и я счастлив, что в этот момент и с этого места не только от себя, но и от литературы, к которой я принадлежу, я могу выразить эту благодарность просто, но искренне.

Вторая часть моей задачи несколько сложнее и комплекснее: сказать несколько слов о повествовательном творчестве писателя, которого вы удостоили своей награды.

Но когда речь идет о писателе и его творчестве, не кажется ли это немного несправедливым, что от того, кто создал произведение искусства, помимо того, что он подарил нам свое творение, то есть часть себя, ждут еще что-то сказать подробнее о себе и об этой части? Некоторые из нас более склонны смотреть на создателей произведений искусства либо как на немых, отсутствующих современников, либо на знаменитых покойников и придерживаются мнения, что речь произведения искусства чище и яснее, если она не смешивается с живым голосом своего создателя. Такое понимание не является ни уникальным, ни новым. Даже Монтескье утверждал, что «писатели плохо разбираются в своих произведениях». С восхищением и пониманием я когда-то прочитал правило Гете: «Художнику надлежит творить, а не говорить». Как и много лет спустя, я был взволнован, встретив ту же самую мысль, блестяще выраженную нераскаявшимся Альбером Камю. Поэтому мне хотелось бы сосредоточить внимание в этом кратком изложении, как это правильно и уместно на мой взгляд, на рассмотрении истории и повествования в целом.

На тысяче разных языков, в самых разнообразных жизненных условиях, из века в век, от старинных патриархальных рассказов в избах, у костра, до произведений современных сказочников, выходящих сейчас из издательств крупнейших мировых центров, повесть о рассказывается судьба человека, которую бесконечно и бесконечно рассказывают люди людям. Способы и формы этого рассказа меняются со временем и событиями, но потребность в рассказах и рассказах остается, и рассказ продолжается, и рассказу нет конца. Вот как нам иногда кажется, что с первой вспышки сознания, на протяжении веков человечество в миллионе вариантов, вместе с дыханием своих легких и ритмом своего существа, повторяло себе одну и ту же историю снова и снова. снова. И эта история словно хочет, как и история легендарной Шахерезады, обмануть палача, отсрочить неизбежность грозящей нам трагической случайности и продлить иллюзию жизни и продолжительности. А может быть, рассказчик своим произведением должен помочь человеку найти себя и найти свой путь? Может быть, его призвание – говорить от имени всех тех, кто не смог или, сбитый раньше времени жизненной силой, не успел проявить себя? Или рассказчик, возможно, рассказывает свою историю самому себе, подобно ребенку, который поет в темноте, чтобы обмануть свой страх? Или же цель этой истории - пролить свет, хотя бы немного, на темные пути, на которые часто нас бросает жизнь, и рассказать нам что-то больше о той жизни, которой мы живем, но которую не всегда видим и понимаем, чем мы, в своей слабости, можем узнать и понять; так что мы зачастую только со слов хорошего рассказчика узнаем, что мы сделали и что упустили, что нам следует делать, а что нет. Возможно, истинная история человечества заключена в этих рассказах, устных и письменных, и, возможно, по ним можно было бы хотя бы ощутить, если не узнать, смысл этой истории. И это независимо от того, имеют ли они дело с прошедшим или текущим годом.

Когда речь идет о повествовании, предметом которого является прошлое, следует отметить, что существуют понимания, согласно которым писать о прошлом должно означать пренебрежение настоящим и несколько отвернувшись от жизни. Я думаю, что авторы исторических повестей и романов с этим не согласились бы и скорее были бы склонны признать, что они сами действительно не знают, как и когда они перейдут от того, что называется настоящим, к тому, что мы считаем прошлым, что с легкостью, как во сне, перешагну пороги века. Наконец, не сталкиваемся ли мы с подобными явлениями и теми же проблемами как в прошлом, так и в настоящем?

Быть человеком, рожденным без его ведома и без его воли, брошенным в океан существования. Приходится плавать. Существовать. Носите с собой личность. Выдерживать атмосферное давление всего окружающего, все столкновения, непредсказуемые и непредвиденные действия свои и чужие, которые чаще всего нам не по силам. И вдобавок ко всему, вам придется вытерпеть свои мысли обо всем этом. Короче говоря: быть человеком.

Таким образом, даже по ту сторону линии, произвольно отделяющей прошлое от настоящего, писатель встречает ту же человеческую судьбу, которую он должен как можно лучше воспринять и понять, отождествить с ней, согреть своим дыханием и своей кровью.,пока она не станет живой тканью истории, которую он хочет донести до читателя, и притом как можно красиво, просто и убедительно.

Как этого добиться, какими способами и какими способами? Одни достигают этого благодаря свободному и неограниченному простору воображения, другие — благодаря длительному и тщательному изучению исторических данных и социальных явлений; одни с погружением в суть и смысл прошлых эпох, а другие с капризной и веселой легкостью, как тот плодовитый французский романист, который говорил; «Что такое история? Колышек, на котором я вешаю свои романы». Короче говоря, может быть сотня путей и путей, которыми писатель достигает своего произведения, но единственное, что важно и решающее, — это само произведение.

Писатель исторических романов мог поставить на своем произведении как надпись и как единственное объяснение всего, и то всем и раз и навсегда: древние слова: «Cogitavi dies antiquos et annos aeternos in mente habui». («Я думал о древних днях и вспоминал годы вечности».) Даже без какой-либо надписи его произведение как таковое говорит то же самое.

Но, в конце концов, это все вопросы техники, метода и обычаев. Это все более или менее интересная игра духа по поводу произведения и вокруг него. Совсем не так важно, описывает ли рассказчик настоящее или прошлое, или смело устремляется в будущее; важен дух, вдохновивший его историю, основное послание, которое его работы передают людям. И, конечно же, никаких регламентов и правил на этот счет нет. Каждый рассказывает свою историю согласно своей внутренней потребности, в меру своих унаследованных или приобретенных склонностей и понимания и силы своих выразительных возможностей; каждый несет моральную ответственность за то, что говорит, и каждому должно быть разрешено говорить свободно.

Но допустимо, я думаю, в конце концов пожелать, чтобы история, которую сегодняшний охотник рассказывает людям своего времени, независимо от ее формы и ее сюжета, не была отравлена ​​грязью и не заглушена грохотом смертоносного оружия, а, наоборот, движима любовью и руководствуется широтой и жизнерадостностью свободного человеческого духа.Потому что рассказчик и его работа бесполезны, если они не служат тем или иным образом человеку и человечеству.Вот что важно. И вот что я подумал было бы хорошо подчеркнуть в этом моем кратком уместном рассуждении, которое, если позволите, я закончу так же, как начал: выражением глубокой и искренней благодарности.

Вы когда-нибудь были в доме нашего Нобелевского лауреата? Мемориальный музей Иво Андрича расположен по адресу Андричев венац № 8 в Белграде. Пименница подготовила для вас виртуальную прогулку по музею. Смотреть ЗДЕСЬ.

rss